Размышления на тему усиления калитки
Две дверные петли и два установленных НАПРОТИВ НИХ замка обеспечивают неплохую "стартовую" защиту такой калитки при отжиме - пока оба замка на месте. Требования к геометрической жесткости калитки при такой схеме могут быть существенно ниже, чем при "срединном" расположении замков. Заметим, что такая схема требует применения достаточно "непроходимых" замков, так как при устранении атакующим любого из этих замков условия для отжима оставшегося замка резко улучшаются: рычаг воздействия инструмента на оставшийся замок получается вдвое длиннее, чем при центральном расположении замка - и замку этому придется несладко (особенно при хлипкой калитке).
При установке обоих замков в средней части калитки отжимать калитку проще, чем при разнесенных замках, но устранение любого из этих замков при атаке последующий отжим не облегчают.
Таким образом, у каждого из вариантов установки пары замков есть свои плюсы и минусы.
Ситуация наша интересна тем, что нет у нас конкретно заданного усилия воздействия на конструкцию, а это значит, что и выполнить какие-то даже прикидочные расчеты не получится. Поэтому: уповаем (как и всегда, впрочем) на интуицию и опыт.
Итак, КАЛИТКА.
При атаке типа "отжим" калитка испытывает два вида деформации: изгиб и скручивание.
Прочность НА ИЗГИБ обеспечивается "толщиной" (или "глубиной") конструкции калитки, которая задается шириной полки уголка, наваренного по периметру калитки (в основном) и являющейся ее каркасом (или рамой). Повысить эту прочность можно просто - нужно увеличить эту "толщину" конструкции, то есть, наварить дополнительно уголок (или полосу) по периметру каркаса.
Прочность НА СКРУЧИВАНИЕ во многом также зависит от толщины калитки, но здесь начинают влиять и другие факторы:
- прочность соединения деталей конструкции в углах рамы,
- наличие элементов жесткости с внутренней стороны калитки. Речь вот о чем: наибольшие деформации при скручивании происходят по ДИАГОНАЛЯМ плоскостей конструкции. Если на внешней стороне калитки неизменность диагоналей задана самим листом полотна, то на внутренней стороне картина совсем другая - никакого листа здесь нет. Впрочем, сплошной лист здесь и не обязателен: можно сделать две связи (из стальной полосы) по диагоналям.
Таким образом, схема усиления имеющейся калитки для повышения устойчивости к отжиму выглядит в теории так:
1. Увеличить толщину конструкции навариванием уголка (либо полосы) по периметру имеющегося уголкового каркаса калитки и хорошо проварить углы полученной усиленной рамы.
2. Наварить два диагональных элемента на внутренней плоскости калитки.
Для этой же цели - с меньшей эффективностью, но с большим комфортом для будущей компоновки на калитке замков - можно наварить по углам рамы "косынок" (треугольных элементов по углам рамы). Такое решение также поможет сохранить геометрию калитки при усилиях отжима и снимет (в какой-то степени) нагрузку с ригелей замков.
РИГЕЛИ ЗАМКОВ.
1. Замки будут установлены "через уголок", то есть, ригели на выходе из корпуса замка пройдут еще и через отверстия в уголке.
2. Ответная часть должна иметь достаточно "глубокие" отверстия - чтобы обеспечить работу ригелей при отжиме на СРЕЗ, а не на ИЗГИБ.
3. Зазор между рамой калитки и "ответкой" нужно свести к минимуму - для того же, что и п.2.
ПЕТЛИ КАЛИТКИ.
Петли сейчас установлены с внешней стороны, приварены к полотну "встречно" - то есть, калитку нельзя снять с петель, не разрушив сами петли.
Вероятно, имеет смысл каким-то образом защитить петли, над этим моментом еще не работал.
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕСНЫМ в этом свете применение в парном к РИФ-у замке тяг: двух вертикальных (вверх-вниз) и одной горизонтальной (в сторону петель):
- тяги с ригелями сделают бесполезным срезание петель;
- при отжиме тяги ригелей также помогут ригелям замков;
- такая схема запирания калитки ослабляет требования к ее жесткости - появляется возможность не сильно увлекаться "сваркой по калитке", тем более, что варить придется прямо на месте, не снимая калитку, а это не сильно удобно...
Появилась пара-тройка вопросов:
1. Какие из замков с тягами смогут достойно себя показать в гаражном применении?
2. Интересно, а где берут железяки, которыми удлиняют тяги и которые заканчиваются ригелями?
3. А ригели к этим железякам тоже продаются где-то?
Если кто-то что-то подскажет, "буду сказать" спасибо!
ЗАМЕЧАНИЕ
Возможно, кого-то удивит такой скрупулезный подход к защите гаражных ворот, но вот как раз перед Новым годом моя неподговленность в этом вопросе обошлась мне почти в 100 тыр.